История и развитие намывных территорий: как создаются искусственные острова
Технология намыва активно используется для расширения городов и стран уже много столетий. На новых землях возводят жилые дома и комплексы, объекты социальной инфраструктуры и туризма, парки, набережные, пляжи. Преимущества таких участков в возможности комплексного освоения. Отсутствие исторической застройки и сети дорожных артерий позволяет реализовывать современные проекты с нуля в рамках принятой градостроительной концепции.
Как развивались искусственные земли?
Первопроходцами в осушении затопленных земель считаются голландцы. Однако недавно ученые из Рединга установили примерный возраст старейших искусственных островов в истории. Кранноги — небольшие насыпные участки в озерах и реках в Шотландии — датируются эпохой неолита и были созданы раньше, чем Стоунхендж. Это открытие подтверждает значимость вновь создаваемых земель для развития человеческих поселений.
Активные работы по увеличению площади за счет намыва проводились в Голландии и России (расширение территории Петербурга и укрепление береговой линии началось еще во времена Петра I) еще в Средние века и Новое время. А в XX и XXI столетиях произошел настоящий бум искусственных островов.
Успешные проекты XX и XXI веков
Лидерами по созданию намывных земель являются Япония, Нидерланды, страны Персидского залива, Сингапур и Россия. Каждый из этих регионов реализует проекты, способные впечатлить масштабами, вкладом в развитие экономики и инфраструктуры.
Арабские государства Персидского залива
Пальмовые острова в Дубае добавляют 520 км к береговой линии ОАЭ. На площади, равной 800 футбольным полям, разместились фешенебельные отели, виллы, элитные пляжи и торгово-развлекательные центры. Собственная линия монорельса и развитая дорожная сеть соединяет новый участок с материком. Пальма Джумейра стал символом инноваций и визитной карточкой ОАЭ в глазах туристов и инвесторов.
В Бахрейне выделяются архипелаги Амвадж и Дуррат-эль-Бахрейн. На искусственных островах построены роскошные виллы, отели, поля для гольфа, частные пляжи и яхтенные марины. Проекты разработаны с акцентом на комфорт и автономность, оснащены собственными системами электроснабжения, опреснения воды и канализации.
Примеру соседей последовал и Катар. Остров Перл-Катар, возведенный в Дохе близ элитного района Вест-Бэй, по форме напоминает нитку жемчуга. Проект, который часто называют «Аравийской Ривьерой», стал мощным магнитом для туристов и инвесторов. Он продемонстрировал готовность страны к модернизации и расширению инвестиционных возможностей. Это первый район в государстве, где могут приобретать недвижимость иностранцы.
Азиатские страны
Япония известна инновационным подходом к инфраструктурным проектам. Уникальное инженерное решение позволило вынести крупный Международный аэропорт Кансай в Осакский залив у берегов Хонсю. Открытый в 1994 году транспортный узел ежегодно принимает миллионы пассажиров и позволяет разгрузить город.
Не менее впечатляющим является проект Чхеклапкок в Гонконге. Большая часть этого аэропорта, включая две взлетные полосы, построена на искусственном острове. Насыпные земли соединены с крупным природным островом Лантау. При этом аэропорт занимает 7 место в мире по уровню пассажирской загруженности.
Европа
Карта Нидерландов пополнилась новой провинцией Флеволанд благодаря использованию намывных технологий. Три острова, сформированных во внутреннем море, стали домом для почти 450 тысяч человек. Еще один необычный проект — район Эйбург в восточной части Амстердама. На озере Эймер были насыпаны участки, которые потенциально вместят до 50 тысяч жителей. Они соединены с материком трамвайной линией, позволяющей добраться до центра Амстердама за 15 минут.
В России лидером по созданию и освоению новых земель остается Санкт-Петербург. С 1960-х годов площадь города выросла на 3000 га. Новые земли появились в акватории Невской губы, расширились границы Васильевского в Финском заливе, объединились острова Вольный и Декабристов, изменилось русло реки Смоленки.
С 2006 года активно идет расширение и освоение Васильевского острова. Общая площадь новых земель должна составить 476 га. На искусственных участках работает пассажирский портовый терминал, коммерческие учреждения, активно строятся жилые комплексы. О ходе освоения Северной части намыва и реализации проекта «Новый Васильевский» вы можете читать на сайте.
Мировой и российский опыт показывает, как современные технологии помогают расширять пространство для жизни. Безопасные и стабильные намывные территории удовлетворяют любые запросы растущих городов — от жилищного строительства до возведения аэропортов и небоскребов.