Год экологии в России: бизнес поддерживает правительственный план в сфере защиты лесных массивов

  18/10/2017 20:57

Лес — важный природный ресурс. Поскольку наша страна является одним из самых богатых в этом отношении государств мира, закономерно, что лесная отрасль стала одной из ведущих в российской экономике. Значимость индустрии отмечена даже в календаре — ежегодно, в третье воскресенье сентября, празднуется профессиональный праздник работников леса и лесоперерабатывающей промышленности.

Однако, у лесопромышленного комплекса, как у любой отрасли российской экономики, за постсоветское время накопилось множество проблем. Одна из основных — нерациональный подход к пользованию богатейшим ресурсом. Варварская вырубка, недостаток современных перерабатывающих мощностей, невысокое качество продукции — вот болевые точки лесной и лесоперерабатывающей промышленности России. 2017 год официально объявлен годом экологии в России. В соответствии с этим правительством разработан план мероприятий, в котором целая глава отведена защите лесного богатства России.

Как известно,лесные угодья имеют высочайшую ценность — как экономическую, так и глобальную (например, климатообразующую). Только в России, по подсчетам ученых, леса ежегодно связывают около 1 млрд. тонн СО2 – одного из основных парниковых газов. К сожалению, из-за легкого доступа к лесам и сложностей, связанных с контролем процесса вырубки, во всем мире актуальна проблема так называемых «черных лесорубов», приводящая к сокращению угодий и ухудшению их качества. Помимо очевидного экологического вреда (незаконная добыча ведет не только к сокращению лесных массивов, но и приводит к вымиранию редких видов животных и растений), неконтролируемая вырубка вредна и для экономики. Недобросовестные заготовители не инвестируют в возобновление и защиту лесов, поэтому могут позволить себе демпинговые цены на древесину. Тем самым они разрушают цивилизованный рынок и провоцируют новый виток нелегального лесопользования.

«Сертификация — это, безусловно, эффективный инструмент экологизации международного и российского бизнеса предприятий лесной отрасли, — говорит Андрей Птичников, представитель Лесного попечительского совета (Forest Stewardship Council, FSC), международной организации, созданной почти два десятилетия назад по инициативе нескольких экологических организаций. — Лесная сертификация призвана, в том числе, решить проблему незаконной вырубки лесов, это действенный метод в комплексе мер по борьбе с рынком нелегальной древесины, поскольку происхождение древесины отслеживается по всей цепочке: от леса до покупателя. Для эффективного решения проблемы нелегальных рубок одних карательных мер по отношению к «черным лесорубам» недостаточно, требуется создание рыночных механизмов исключения нелегально заготовленной древесины. FSC как раз и является таким механизмом».

Цивилизованное лесопользование должно быть не истощительным, подразумевая сохранение и повышение продуктивности природного ресурса. Этот подход действительно работает на мировом уровне, но насколько готов отечественный лесной бизнес следовать ему? Как показывает практика, интеграция в мировой тренд вполне реальна.

«В России, по нормам действующего Лесного кодекса, существует собственная система обязательной сертификации, — говорит Ирина Красавина, менеджер по внешним связям костромского фанерного комбината «Фанплит», входящего в группу «СВЕЗА», ведущего мирового производителя березовой фанеры. — Частично она соответствует международным нормам, и российские потребители дополнительной сертификации не требуют. С другой стороны, наша страна экспортирует более 60% продуктов деревообработки в Европу, США и страны Азии, где большое внимание уделяется вопросам экологии и защиты окружающей среды. А значит, нам, российским производителям, важно доказать соответствие своего производства нормам лесопользования этих стран. Проходя международную сертификацию, мы беремся выполнять более жесткие, чем в российском законе, нормы, открывая тем самым себе дорогу на экспорт».

Развитие цивилизованного рынка лесопереработки в России во многом тормозится традиционно потребительским отношением многих компаний к природным ресурсам. Переломить ситуацию возможно, лишь сделав невыгодным «серый» и «черный» бизнес на лесе.

415
 
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают