Российский рынок строительных материалов не сильно пострадает от санкций
Экономические санкции, приводящие к дефициту импортных товаров, хоть и отразятся на российском строительном рынке, но большого ущерба не принесут. Единственный значительный «пробел» - оборудование для производства стройматериалов, которое в большинстве случаев поступало из зарубежа.
По информации исследования консалтинговой компании СМПРО, несмотря на то, что импорт цемента составляет более 7% от общего потребления, он продолжает сокращаться примерно на 1-2% в год. А основные поставщики этого материала в Россию – Беларусь, Турция и Иран, в сумме закрывающие боле 60% импортных поставок. Доля импорта строительного кирпича не превышает 4% потребления. Следует отметить небольшой рост импорта, но это относится к высококачественному облицовочному кирпичу, который не используют в массовом строительстве.
Львиная доля строительного стекла приходится на импорт - 35%, однако его чаще ввозят из Китая и Беларуси. После запуска новых стеклозаводов стоит ожидать сокращения импорта этих материалов.
СМПРО отмечает, что импорт нерудных материалов составляет почти 5%, из которых 82% приходится на Украину. Отечественные производители готовы решить эту проблему, если будет решена проблема с доставкой, или хотя бы российские предприниматели будут поставлены в одинаковые условия с зарубежными.
В России по-прежнему вводятся новые заводы по производству цемента, стеновых и теплоизоляционных материалов, ЖБИ, стекла. Это говорит о том, что российский строительный рынок самодостаточен в сегменте базовых строительных материалов.
Все же есть и неприятные моменты, возникшие с введением санкций. Дефицит оборудования для производства этих строительных материалов будет ощутим, так как на данный момент оно в основном поставляется из-за границы.
На долю импортного машиностроения для ПСМ приходится в среднем 80%, и нельзя не отметить, что в цементной и кирпичной подотраслях продукция иностранных машиностроения наиболее высока – 90%. Производители железобетона более устойчивы, до 70% оборудования для заводов ЖБИ производится на территории Российской Федерации.
В общем по стране доля импортного машиностроения составляет не менее 60%. Эта ситуация сказывается на требованиях промышленной безопасности и создает необходимость мер об импортозамещении оборудования, в том числе и для промышленности стройматериалов.